Вернуться на главную

Содержание

Оглавление

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Содержание программы

9

3

Методическая часть

9

4

Учебный план

10

5

Теоретические занятия

13

6

Практические занятия

15

7

Общая и специальная физическая подготовка

17

8

Учебное вождение

19

9

Техническое конструирование и моделирование

20

10

Судейская практика

21

11

Соревновательная практика

22

12

Система контроля и зачетные требования

23

13

Медицинское обследование

26

14

Основы техники безопасности

26

15

Материальное обеспечение программы

28

16

Литература

29


Пояснительная записка Среди технических видов спорта немаловажная роль принадлежит мотоспорту, который прививает любовь к технике, воспитывает эмоционально-волевые качества спортсмена- водителя. Мотокросс пользуется большой популярностью у любителей моторных видов спорта во всем мире. Это один из самых красивых и сложных технических видов спорта. А ещё – это прекрасное средство испытания своих физических возможностей. Зрелищность соревнований и спортивное мастерство гонщиков-мотокроссменов всегда привлекало подростков к занятиям мотоспортом. Теоретические занятия значительно расширяют знания ребят в области мототехники, а регулярные тренировки и общефизическая подготовка развивают физическую выносливость, вырабатывают устойчивость организма к физическим и психологическим нагрузкам. Сами по себе занятия физической культурой и спортом утверждают здоровый образ жизни.Программа по мотокроссу, физкультурно-спортивной направленности, составлена на основе многолетнего передового опыта работы по подготовке юных мотокроссменов, с учетом потребностей и проблем сегодняшнего поколения подростков и юношей.
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Новизна программы состоит в том, что в образовательном процессе в органическом единстве у обучающихся развиваются элементы технической и физической культуры, как важные составляющие культуры современного человека.
ЦЕЛЬ:
Создание условий для самореализации личности обучающегося, раскрытие индивидуальных возможностей и технических способностей детей, подведе­ние наиболее одаренных в спорте учащихся к высоким спортивным достижениям.
ЗАДАЧИ.
Образовательные:
• Формирование и развитие интереса к мотокроссу;
• Ознакомление с элементами спортивных технико-конструкторских и технологических основ мотокросса;
• Обучение вождению мотоцикла;
• Обучение подготовке мототехники, технических средств обучения, оборудования и инвентаря;
• Формирование навыков и умений работы с различными материалами и инструментами;
• Освоение основ техники безопасности и пожарной безопасности на учебно-тренировочных занятиях и во время соревнований;
• Создание условий для формирования исследовательских умений, научного мировоззрения.
Развивающие:
• Развитие физической подготовленности и спортивной работоспособности, специальных двигательных навыков обучающихся;
• Развитие способности применять на практике основы техники и тактики мотокросса;
• Предоставление возможности участвовать в соревнованиях различного масштаба, выполнять спортивные разряды в соответствии со спортивной классификацией;
• Приобщение к практике инструкторской и судейской деятельности;
• Выявление в течение учебного года новых перспективных юных спортсменов для их привлечения в сборную команду в последующие годы.



Воспитательные:
• Воспитание трудолюбия, порядочности, ответственности, аккуратности предприимчивости, патриотизма, а также культуры поведения и бесконфликтного общения;
• Воспитание и расширение интереса к профессиям в области мототехники в соответствии с осознаваемыми собственными способностями;
• Пробуждение любознательности, интереса к спорту и его истории в нашей стране и за рубежом.
Отличительной особенностью данной программы является направленность образовательного процесса на создание условий для формирования физической, спортивной и технической культуры занимающихся, необходимых для достижения физических и спортивных результатов. Занятия проводятся с обучающимися в возрасте 6 - 18 лет. Программа рассчитана на 6 лет обучения строится с учетом знаний, умений, и навыков, приобретаемых школьниками на уроках в соответствии с обязательным образовательным минимумом.
Программа предполагает постепенное и постоянное расширение и углубление знаний в области техники и физической культуры, и спорта, в области мотокросса, развития специальных спортивных навыков, создание условий для воспитания способности правильно и осознанно действовать в экстремальных ситуациях спортивной деятельности.
Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом во всех группах – 36 недели и 4 недели в условиях учебно-тренировочных сборов, в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля или по индивидуальным планам обучающихся в период активного отдыха.
Работа строится на основе календарного плана проведения соревнований различного масштаба с учетом планов учебно-воспитательной работы.
В данной программе представлена система многолетней подготовки обучающихся, включающая:
Этап начальной подготовки до 1-го года (76 а/ч)
Этап начальной подготовки свыше 1 года (126 а/ч)
Этап учебно-тренировочный 1 года обучения (168 а/ч)
Этап учебно-тренировочный 2 года обучения (242 а/ч)
Этап учебно-тренировочный 3 года и свыше (252 а/ч)
Организация учебно-тренировочного процесса
В основу комплектования учебных групп положена научно-обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей (выполнение разрядных нормативов, среднего стажа занятий и возраста занимающихся). Нормативы комплектования и объем учебно-тренировочной нагрузки, возраст учащихся и физкультурно-спортивные показатели по этапам подготовки определены с учетом техники безопасности, с соблюдением психолого-педагогических и санитарных норм.
1. При приеме существует отбор по данным: велосипедной проверки, теста на координацию и теста на физическую подготовленность. Велосипедная проверка включает упражнения на управление велосипедом одной рукой, фигурное вождение и скоростные упражнения на велосипеде. Тест на координацию движений - прыжок толчком двух ног на 360 градусов. Оценивается точность приземления. Тест на физическую выносливость состоит из отжиманий в упоре лежа, подтягиваний в висе на количество раз. Для зачисления в учебные группы необходимо выполнить упражнения на «хорошо» и «отлично». При поступлении необходимо предоставить следующие документы:
• Заявление о приеме
• Письменное разрешение от обоих родителей (нотариально заверенное)
• Справку о состоянии здоровья
• Копия свидетельства о рождении.
Учитывая специфику мотокросса, следует уделять большое внимание четкой, последовательной системе отбора, который должен осуществляться и в течение первого года занятий. Регулярные медицинские обследования позволяют оценить приспособленность организма занимающихся к тренировочным нагрузкам, функциональное состояние обучающегося.
2. Перевод обучающихся (в т. ч. досрочно) в группу следующего года обучения проводится решением педагогического совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, результатов выступления в соревнованиях, а также заключения врача. Обучающимся не выполнившим предъявляемые требования, предоставляется возможность продолжить обучение повторно на том же этапе.
3. На этап учебно-тренировочной подготовки переводятся обучающиеся, успешно прошедшие контрольно-переводные испытания. Продолжительность освоения учебно-тренировочного этапа 3 года, минимальный возраст зачисления 9 лет. Перевод по годам обучения в группах УТ осуществляется при условии выполнения контрольно-переводных испытаний по общей физической и специальной подготовке, выполнения разрядных требований. Перевод осуществляется при условии положительной динамики прироста физкультурно-спортивных показателей.
4. Установленная недельная учебно-тренировочная нагрузка является максимальной.
5. Общегодовой объем учебно-тренировочной нагрузки, начиная с учебно-тренировочного этапа свыше двух лет, может быть сокращен не более чем на 25%.
Возраст учащихся определяется годом рождения и является минимальным для зачисления в учебные группы. Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся - 18 лет. Минимальный возраст зачисления учащихся по этапам подготовки представлен в таблице 1.

Таблица 1

Возраст зачисления учащихся по этапам подготовки

Вид спорта

Этапы

мотокросс

Начальной подготовки

Учебно-тренировочный

 

До 1 года обучения

Свыше 1 года

До 1 года обучения

До 2-х лет

Свыше 2-х лет

 

6 – 8 лет

9-10 лет

9 - 12 лет

11 - 14 лет

13-16 лет


Таблица 2

Этапы подготовки

Период обучения

Минимальная

наполняемость

групп

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (ч/нед)

Требования по физической и специальной подготовке

Начальной подготовки

Первый год

8

3

Контрольные нормативы

Cвыше 1 года

8

4

Контрольные нормативы

Учебно-

тренировочный

этап

1 год

8

5

5-3 разряд

2 год

7

6

5-3разряд3-1 разряд

Свыше 2 лет

6

7

3-1 разряд

Режимы учебно-тренировочного процесса и требования по спортивной подготовке







Формы организации образовательного, учебно-тренировочного процесса:ü    Теоретическая подготовка, лекционные занятия, просмотр учебных видеофильмов, кинопрограмм и т. д.;
ü    Техническое конструирование и моделирование;

ТЕМА

Кол-во часов 1года обучения

Кол-во часов 2года обучения

п/п

 

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

1.

Теоретическая подготовка

10

-

10

10

-

10

2.

Техническое конструирование и моделирование

-

-

-

6

6

12

3.

Практическое вождение, учебная езда на трассе

-

34

34

-

62

62

4.

Общая физическая и специальная подготовка

-

26

26

-

36

36

5.

Контрольно-переводные испытания

-

2

2

-

2

2

6.

Медицинское обследование

-

4

4

-

4

4

7.

Участие в соревнованиях

 

Согласно календарному плану

 

ИТОГО:

10

66

76

16

110

126

Учебно-тематический план учебно тренировочного этапа                                                                                                                                                      Приложение 2
 

 

Год обучения

1 года обучения

2 года обучения

Свыше 2 лет обучения

Раздел образовательной деятельности

Теория

Практика

Всего часов

Теория

Практика

Всего часов

Теория

Практика

Всего часов

1.

Общая и специальная физическая подготовка

-

36

36

-

40

40

-

40

40

2.

Техническое конструирование и моделирование

16

18

34

16

24

40

16

24

40

3.

Практическое вождение, учебная езда на трассе

-

72

72

-

 

134

-

144

144

4.

Теоретическая подготовка

16

-

16

16

-

16

16

-

16

5.

Контрольно-переводные испытания

-

2

2

-

2

2

-

2

2

6.

Судейская практика

-

4

4

-

6

6

-

6

6

7.

Медицинское обследование

-

4

4

-

4

4

-

4

4

8.

Участие в соревнованиях               

Согласно календарному плану

 

Итого

32

 

168

32

210

242

32

220

252

 

Содержание программы На этапе начальной подготовки осуществляется в основном физкультурно- оздоровительная и воспитательная работа. Это прежде всего разносторонняя физическая подготовка, обучение вождению мотоцикла, теоретические занятия, контрольно-переводные испытания. На учебно-тренировочном этапе процесс приобретает черты углубленной специализации. По сравнению с этапом начальной подготовки в содержание деятельности вводится раздел судейская практика и участие в соревнованиях. Физическая подготовка становится более целенаправленной в сторону развития специальной выносливости, ловкости и быстроты. Этот этап характеризуется повышением объема и интенсивности тренировочных нагрузок. На учебно-тренировочном этапе юные мотокроссмены изучают весь основной арсенал мотокросса и активно целенаправленно совершенствуют весь необходимый технический набор знаний и умений. На данном этапе в большей степени увеличивается объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости. Учитываются индивидуальные способности учащихся. На этом этапе создаются условия для приобретения соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов. Участие в соревнованиях зависит от уровня подготовленности обучающегося, календаря соревнований, выполнения разрядных норм и т. д. Основной задачей участия в соревнованиях является реализация индивидуальных двигательных навыков и функциональных возможностей в сложных условиях соревновательного противоборства.  Методическая часть

Методическое обеспечение программы.
Планирование учебно - тренировочного процесса.
Планирование учебных занятий в группах и распределение учебного материала по всем разделам подготовки осуществляется в соответствии с учебными планами и годовыми графиками расчета учебных часов (учебно-тематические планы).
В соответствии с общими задачами отделения определяются и основные задачи работы с каждой группой.
В группах первого года обучения - всесторонняя физическая подготовка, закаливание и укрепление здоровья занимающихся, содействие их эстетическому воспитанию, формирование разнообразных двигательных навыков и умений, создающих предпосылки для овладения сложной техникой мотоциклетного спорта.
В группах второго года обучения - дальнейшая всесторонняя общая и специальная физическая подготовка, укрепление здоровья занимающихся, совершенствование техники и приобретение необходимого опыта участия в соревнованиях.
В группах третьего и последующих годов обучения - дальнейшее повышение общей и специальной физической подготовки, совершенствование технического и спортивного мастерства.
Учебно-тренировочный процесс каждого года обучения состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. В группах начального обучения учебный год на периоды не делится, учитывая, что весь учебный процесс у них носит подготовительный характер.
Каждый период имеет свои задачи, в соответствии с которым используются те или иные средства. Продолжительность периодов зависит от календаря соревнований. Задачи подготовительного периода: Всесторонняя физическая подготовка, теоретическая подготовка, укрепление здоровья, развитие и совершенствование физических качеств. Овладение техникой, становление спортивной формы спортсмена.
Задачи соревновательного периода: совершенствование техники и спортивного мастерства, достижение высокого уровня спортивной формы, морально-волевая подготовка и успешное участие в основных соревнованиях года.
Задачи переходного периода: постепенное снижение нагрузки и переключение на активный отдых, обеспечиваемый, в основном, средствами физической подготовки и занятиями другими видами спорта.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Многолетнюю подготовку от новичка до чемпиона или рекордсмена целесообразно рассматривать как единый процесс, подчиняющийся определенным закономерностям, как сложную специфическую систему со свойственными ей особенностями, с учетом возрастных возможностей юных спортсменов. Каждый этап многолетней тренировки отражает своеобразие общих условий жизни и деятельности спортсмена в различные периоды жизненного пути (общей нагрузки в периоды обучения в школе, трудовой деятельности, службы в армии и т.д.). Разумеется, в процессе всех лет занятий задачи, тренировочные средства и методы претерпевают значительные изменения.

Учебный план

 

ГОДОВОЙ ПЛАН

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Наименование тем

всего

1.

Физическая культура и спорт в России. Роль и задачи спортивных организаций, спортклубов. Понятие «Мотоспорт», «мотокросс».

1

2.

Краткие сведения о строение и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.

1

3.

Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки в технических видах спорта.

0,5

4.

Правила соревнований, их организация и проведение. Единая спортивная классификация.

0,5

5.

Устройство и техническое обслуживание технического средства (мотоциклы). Техника безопасности.

3

6.

Общая и специальная физическая подготовка спортсмена.

0,5

7.

Правила дорожного движения. Основы безопасности дорожного движения и первая помощь при ДТП.

2

8.

Горюче-смазочные материалы и технические жидкости.

0,5

9.

Определение и классификация спортивных мотоциклов.

1

 

ИТОГО:

10

1.

Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка (для всех групп занимающихся).

26

2.

Практическое вождение, учебная езда на трассе.

34

3.

Контрольно-переводные нормативы, тестирование.

2

4.

Медицинское обследование.

4

5.

Участие в соревнованиях.

-

 

ИТОГО:

66

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

108

 

ГОДОВОЙ ПЛАН

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

ЭТАПА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

 

Наименование тем

всего

1.

Физическая культура и спорт в России. Роль и задачи спортивных организаций, спортклубов.

1

2.

Названия и квалификация инструмента. Правила пользования и техника безопасности при работе с инструментом.

2

3.

Краткие сведения о строение и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.

1

4.

Врачебный контроль. Самоконтроль. Спортивный массаж.

0,5

5.

Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки в технических видах спорта.

0,5

6.

Основы методики обучения и тренировки спортсмена.

-

7.

Правила соревнований, их организация и проведение. Единая спортивная классификация.

0,5

8.

Устройство и техническое обслуживание технического средства (мотоциклы, снегоходы). Техника безопасности.

4

9.

Общая и специальная физическая подготовка спортсмена.

0,5

10.

Планирование спортивной тренировки.

0,5

11.

Основы техники и тактики в технических видах спорта.

0,5

12.

Правила дорожного движения. Основы безопасности дорожного движения и первая помощь при ДТП.

2

13.

Горюче-смазочные материалы и технические жидкости.

1

14.

Технические требования к мотоциклам, участвующим в соревнованиях по мотокроссу в РФ.

1

15.

Определение и классификация спортивных мотоциклов.

1

 

ИТОГО:

16

1.

Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка (для всех групп занимающихся).

36

2.

Практическое вождение, учебная езда на трассе.

62

3.

Техническое конструирование и моделирование.

6

4.

Контрольно-переводные нормативы, тестирование.

2

5.

Медицинское обследование.

4

6.

Участие в соревнованиях.

Согласно календарному плану

 

ИТОГО:

110

 

ВСЕГО ЧАСОВ:

126

 

 

 

 

 

 

 

 

ГОДОВОЙ ПЛАН

РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП 1,2,3 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 (для всех групп)

Наименование тем

1 год

2 год

3 год

1.

Физическая культура и спорт в России. Роль и задачи спортивных организаций, спортклубов. Понятие «Мотоспорт», «мотокросс»

2

2

2

2

Названия и квалификация инструмента. Правила пользования и техника безопасности при работе с инструментом.

2

2

2

3.

Краткие сведения о строение и функциях организма человека. Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена.

1

1

1

4.

Врачебный контроль. Самоконтроль. Спортивный массаж.

1

1

1

5.

Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки в технических видах спорта.

1

1

1

6.

Основы методики обучения и тренировки спортсмена.

1

1

1

7.

Правила соревнований, их организация и проведение. Единая спортивная классификация.

2

2

2

8.

Устройство и техническое обслуживание технического средства. Детали мотоциклов. Техника безопасности.

12

12

12

9.

Общая и специальная физическая подготовка спортсмена.

1

1

1

10.

Планирование спортивной тренировки.

1

1

1

11.

Основы техники и тактики в технических видах спорта.

2

2

2

12.

Правила дорожного движения. Основы безопасности дорожного движения и первая помощь при ДТП.

2

2

2

13.

Горюче-смазочные материалы и технические жидкости.

2

2

2

14.

Технические требования к мотоциклам, участвующим в соревнованиях по мотокроссу в РФ.

1

1

1

15.

Определение и классификация спортивных мотоциклов.

1

1

1

 

ИТОГО:

32

32

32

1.

Общая физическая подготовка (для всех групп занимающихся).

36

40

40

2.

Медицинское обследование.

4

4

4

3.

Практическое вождение, учебная езда на трассе

72

134

144

4.

Техническое обслуживание, моделирование и подготовка к соревнованиям.

18

24

24

5.

Судейская практика.

4

6

6

6.

Контрольно-переводные нормативы.

2

2

2

 

Участие в соревнованиях.

Согласно календарному плану

 

ИТОГО:

136

210

220

7.

ВСЕГО ЧАСОВ:

168

242

252

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

(для всех учебных групп)

Тема: Физическая культура и спорт в России. Роль и задачи спортивных организаций, спортклубов. Понятие «Мотоциклетный спорт», «Мотокросс»
Физическая культура - основная часть культуры, одно из важных средств воспитания. Ее значение для укрепления здоровья, всестороннего физического развития молодежи и для подготовки ее к трудовой деятельности и защите страны. Важнейшие решения Правительства РФ по вопросам физической культуры и спорта в России.
Общественно-политическое и государственное значение спорта в России. Массовый характер спорта. Роль си задачи технических видов спорта на современном этапе.
 Краткий исторический обзор развития. Задачи и место технических видов спорта в системе физического воспитания.
 Роль технических видов спорта в патриотическом воспитании молодежи, подготовка к службе в российской армии.
Классификация технических видов спорта.
Понятие «Мотокросс», виды соревнований, общее положение, определение и термины.
Тема: Названия и квалификация инструмента. Правила пользования и техника безопасности при работе с инструментом.
Виды и назначение инструментов (гаечные ключи, плоскогубцы, отвертки, монтировка), правила пользования и хранение инструмента. Техника безопасности при работе с инструментом.
Тема: Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся. Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Костная система, связочный аппарат и мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении сердца, регуляции кровообращения. Роль дыхания и газообмен в легких для жизнедеятельности организма.
Органы пищеварения и обмен веществ. Органы выделения (кишечник, почки, легкие, кожа). Роль центральной нервной системы в деятельности всего организма. Совершенствование функций мышечной системы, аппарата дыхания и кровообращения, нервной системы под воздействием физических упражнений и занятий спортом.
Значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких результатов.
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение, основные задачи и требования. Гигиенические основы труда, отдыха и занятий спортом. Общий режим. Режим питания и питьевой режим во время тренировки и соревнований.
Значение белков, жиров, минеральных солей и витаминов в питании в питании спортсменов. Калорийность и усвоение пищи. Примерные суточные нормы.
Гигиена сна, уход за полостью рта, кожей, волосами, ногтями. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, душ, баня, купание). Закаливание. Гигиена одежды, обуви. Гигиена жилищ и мест занятий. Вред курения и употребления спиртных напитков.
Тема: Врачебный контроль. Самоконтроль. Спортивный массаж
Значение и содержание врачебного контроля и самоконтроля в процессе занятий физической культурой и спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, настроение, работоспособность, общее состояние.
Дневник самоконтроля, его содержание и порядок ведения. Понятие о спортивной форме, утомлении и перетренировке.
Понятие о спортивных травмах. Предупреждение спортивных травм. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям техническими видами спорта.
Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях, разрывах связок, мышц и сухожилий, вывихах, переломах, кровотечениях. Способы остановки кровотечений: перевязки, наложение первичной шины, переноска и перевязка пострадавших, организация первой помощи на соревнованиях.
Оказание первой помощи при обморожениях, обмороке и шоке.
Основы спортивного массажа. Общее понятие о спортивном массаже. Массаж перед тренировкой и соревнованием. Противопоказания.
Тема: Краткие сведения о физиологических основах спортивной тренировки в технических видах спорта.
Общая физиологическая характеристика технических видов спорта. Нервная система. Особенности деятельности анализаторных систем гонщика. Зрительный анализатор. Острота зрения. Периферическое зрение. Зрительное восприятие стартовых сигналов. Зрительная оценка отдельных препятствий и особенностей трассы.
Слуховой анализатор. Контроль дросселирования с помощью слуховых восприятий.
Проприоцепция как основной компонент «чувства мотоцикла, автомобиля» и т.д. Мышечная чувствительность гонщика при выполнении сложно координационных элементов техники.
Особенности работы вестибулярного анализатора при наклонных положениях мотоцикла, автомобиля и т.п., прохождении поворотов, ускорениях и замедлениях (торможении).
Образование двигательных навыков при обучении в технических видах спорта.
Роль шейно-тонических рефлексов при изменении поз гонщика, напряжения скелетной мускулатуры при управлении транспортным средством. Причины утомления. Стартовые реакции в отдельных видах технического спорта.
Кровообращение. Частота сердечных сокращений при предельной работе. Методы измерения ЧСС во время работы.
Телеметрия. Артериальное давление. Предстартовые физиологические изменения в организме гонщика.
Дыхание. Особенности деятельности дыхательной мускулатуры при управлении техническим средством. Потребление кислорода.
Амортизационная деятельность мышечных групп. Координационная деятельность при выполнении сложных элементов техники (прыжки, езда на заднем колесе, езда в управляемом заносе, преодоление неровностей, езда при низком коэффициенте сцепления, езда на предельных скоростях).
Тема: Основы методики обучения и тренировки спортсмена
Обучение и тренировка как единый педагогический процесс. Задачи и содержание процесса обучения и тренировки. Понятие о формировании и совершенствовании двигательных навыков у спортсменов. Характеристика методов и приемов обучения. Этапы обучения.
Значение общеразвивающих и специальных упражнений в процессе обучения и тренировки.
Взаимосвязь физической, технической, тактической, морально-волевой и психологической подготовок спортсмена и единство процессов их совершенствования.
Урок как основная форма организации занятий. Задачи и средства отдельных частей урока. Организация и проведение урока в различные периоды тренировки и для различных по квалификации групп спортсменов. Задачи и средства тренировки в подготовительном и основном периодах.
Методы контроля за развитием физической подготовленности и спортивной работоспособности спортсменов.
Анализ контрольных нормативов по общей, специальной, физической и технической подготовке различных групп занимающихся.
Построение и методика проведения тренировки (дневного, недельного циклов) в различные периоды учебно-тренировочной работы со спортсменами разного возраста и уровня подготовленности.
Построение тренировки непосредственно перед соревнованиями. Предсоревновательная разминка спортсменов. Ведение дневника тренировки.
Тема: Правила соревнований, их организация и проведение. Единая спортивная классификация
Основные регламентирующие документы по организации и проведению соревнований. Значение регламентирующих документов в развитии технических видов спорта. Положение о соревнованиях, порядок их составления утверждения. Основные требования к положению, его разделы и функции.
Судейские коллегии. Положение о судьях и судейских коллегиях. Содержание работы и структура судейской коллегии соревнований. Права и обязанности судей по спорту. Протесты. Апелляции. Судейские звания и классификация.
Виды соревнований по техническим видам спорта. Характер соревнований: открытые, закрытые, личные, лично-командные, командные. Дистанция, старты, организация и технология. Порядок приема и закрытия финиша. Посторонняя и разрешенная помощь. Общий порядок и правила движения по трассам (трекам). Виды нарушений. Хронометраж, организация и технология. Сигнальные флажки. Указательные и предупреждающие знаки. Участники соревнований. Права и обязанности участников. Водители, штурманы. Экипировка. Представители и капитаны команд, и их права, и обязанности.
Определение категорий, группы. Классификация, Технический осмотр. Горюче-смазочные материалы, ограничения, заправка и обслуживание.
Значение и роль спортивной классификации. Единая российская спортивная классификация. Задачи спортивной классификации. Спортивные разряды и звания. Разрядные нормы и требования. Присвоение спортивных званий и разрядов. Права и обязанности спортсменов, имеющих спортивные звания и разряды.
Тема: Устройство и техническое обслуживание технического средства
Основные требования, предъявляемые к двигателю. Индикаторная мощность двигателя и ее характеристика. Механические потери в двигателе. Эффективная мощность и ее изменение в зависимости от числа оборотов двигателя. Способы увеличения мощности двигателя, увеличение степени сжатия, повышение коэффициента наполнения и увеличения числа оборотов, уменьшение потерь на трении, подбор горючего. Основные факторы, влияющие на мощность двигателя, конструкция камеры сгорания, размерность и число клапанов, фазы газораспределения, правильная установка зажигания, опережение зажигания. Качество рабочей смеси и коэффициент наполнения, конструкция карбюратора, расположение и количество свечей, количество остаточных газов, коэффициент полезного действия. Понятие о тепловом балансе, форсированность двигателя. Применяемые карбюраторы. Подбор элементов выпускного тракта. Электрооборудование и особенности системы зажигания. Особенности конструкции агрегатов и узлов ходовой части. Механизмы управления. Ознакомление с техническими характеристиками отечественных и лучших образцов зарубежной спортивной техники.
Тема: Общая и специальная физическая подготовка спортсмена
Направленность общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, двигательных способностей и функциональных особенностей организма спортсменов и повышения спортивной работоспособности.
Характеристика средств и упражнений, рекомендуемых для повышения уровня общей и специальной подготовки и развития двигательных качеств спортсменов различного возраста и спортивной квалификации.
Взаимосвязь общей и физической подготовки. Требования к развитию двигательных качеств и подбору средств для совершенствования специальных качеств: скорости, силы, специальной выносливости, ловкости и координации движений.
Специальная физическая подготовка, ее место и содержание в тренировке спортсменов различного возраста и спортивной квалификации и на разных этапах подготовки.
Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в спортивном совершенствовании различных групп спортсменов на разных этапах тренировочного процесса.
Краткая характеристика применения средств специальной физической подготовки для различных групп занимающихся. Учет средств и методы оценки состояния и динамики развития общей и специальной физической подготовленности различных групп спортсменов.
Контрольные нормативы по общей и специальной физической подготовке различных групп спортсменов.
Тема: Основы техники и тактики в технических видах спорта
Особенности техники
Теория скоростного движения. Характеристика основных сил и моментов, действующих на автомобиль и т.д. Система «гонщик-транспортное средство» и ее основные характеристики. Распределение веса на переднее и заднее колесо при перемещениях. Моменты характеристики в продольной и поперечной плоскостях. Особенности движения в различных дорожных условиях. Динамические особенности старта и разгона. Силы и моменты, действующие на переднее и заднее колеса. Характеристика сил при торможении. Движение на повороте. Силы и моменты при движении без «бокового скольжения колес», «вкатывание», с заносом, «силовое скольжение со сносом колес».
Устойчивость транспортного средства в продольной и поперечной плоскостях.
Конструкция подвески и устойчивость. Гироскопический момент колеса и его влияние на устойчивость и управляемость.
Особенности преодоления препятствий, движения с пониженным коэффициентом сцепления. Динамика движения и управления при выполнении прыжков.
Максимальное использование динамических возможностей системы «гонщик-транспортное средство» при спортивном вождении в соревновательном режиме.
·         Особенности техники спортивного и скоростного вождения.
·         Особенности тактики
Тема: Правила дорожного движения. Основы безопасности дорожного движения и первая помощь при ДТП.
Правила дорожного движения. Общие положения. Обязанности водителей. Обязанности пешеходов. Сигналы светофора и регулировщика. Знаки дорожного движения. Обгон, опережение, встречный разъезд. Движение и маневрирование. Основы безопасности дорожного движения: Время реакции и утомление водителя.
Остановочный путь, торможение, занос. Центробежная сила на повороте. Скорость, обгон, видимость, свет. Водяной клин, обочина, снег, тормоза, спуски и подъемы, стояночный тормоз, остановка на уклонах. Разгон-торможение, расход топлива, разворот с использованием прилегающих территорий.
Тема: Планирование спортивной тренировки спортсмена
Роль планирования как основного элемента управления тренировкой спортсмена. Основные требования к планированию тренировки спортсменов. Виды планирования (перспективное, текущее, оперативное). Индивидуальное планирование тренировки спортсменов.
Периодизация круглогодичной тренировки спортсменов. Задачи и средства подготовительного и основного периодов.
Документы перспективного планирования и их основное содержание. Документы текущего (годового) планирования и их содержание. Документы оперативного планирования. Педагогический контроль. Ведение дневника тренировки спортсменом.
Тема: Горюче-смазочные материалы.
Свойство бензинов. Классификация бензинов. Хранение бензинов. Моторные масла. Смазочные материалы. Их виды и названия.
Тема: Технические требования к мотоциклам, участвующим в соревнованиях по мотокроссу в РФ.
Документ МФР «Классификация и технические требования к мотоциклам, участвующим в спортивных соревнованиях».Классификация мотоциклов. Требования безопасности.
Тема: Определение и классификация спортивных мотоциклов

Классификация спортивных мотоциклов для участия в соревнованиях по мотокроссу и супер-кроссу.

ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

(для всех групп занимающихся)

Цели и задачи общей и специальной физической подготовки: укрепление общего физического состояния занимающихся, костно-связочного аппарата, равномерное развитие мышечной системы и укрепление мышц, несущих основную нагрузку в занятиях техническими видами спорта, развитие основных двигательных качеств: быстроты, общей и специальной выносливости, координации движений, улучшение функции сердечно-сосудистой системы и органов дыхания.
Средствами общей и специальной физической подготовки служат зарядка, походы, прогулки и экскурсии, спортивные игры и они должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и периодах тренировки.
Подбор, содержание применяемых упражнений, их дозировка зависит от уровня физической подготовленности, возраста занимающихся, наличия материальной базы.
 

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

(для всех групп)

Строевые упражнения.
Общее понятие о строе и командах. Приветствие. Расчет на месте и в движении. Повороты на месте и в движении. Способы построения на месте и в движении. Остановки во время движения строя шагом и бегом. Изменение скорости движения.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение и приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибание рук в упоре лежа (руки ан полу, гимнастической скамейке).
Упражнения для туловища. Упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками). Дополнительные пружинящие наклоны. Круговые движения туловищем. Прогибание, лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами. Переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной. Поднимание рук и ног поочередно и одновременно: поднимание и медленное опускание прямых ног, поднимание туловища, не отрывая ног от ковра, круговые движения ногами («педалирование»).
Упражнения для ног. В положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой, приседание на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, поднимание на носки, различные прыжки на одной и двух ногах на месте и в движении, продвижения прыжками на одной и двух ногах.
Упражнения для рук, туловища и ног. В положении сидя (лежа) различные движения руками и ногами, круговые движения ногами, разноименные движения руками и ногами на координацию, маховые с большой амплитудой, упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук, отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола, земли. Стоя лицом друг к другу, и упираясь ладонями попеременное сгибание и разгибание рук (при сопротивлении партнера), наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление, комбинации вольных упражнений.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Со скакалкой. Прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полу приседе, с двойным ращением скакалки. Бег со скакалкой по прямой и по кругу. Эстафеты со скакалками.
Упражнения с отягощениями. С гантелями – сгибание рук, наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках и др.; со штангой – приседания, наклоны, вращения туловища (вес штанги от 40% до 80% к весу спортсмена в зависимости от возраста и квалификации); с гирями – выжимание, вырывание и толкание гири из различных исходных положений; различные движения с гирей руками, ногами, туловищем, удерживания гири, метание, жонглирование гирями (вес гири 8, 16, 24 кг). Использование камней, бревен, труб в качестве отягощения.
Акробатические упражнения.
Кувырки, перевороты, подъемы. Кувырки вперед и назад с переходом в сойку на кистях, кувырок-полет в длину (высоту) через препятствия (мешок, чучело, стул, веревочку и др.) кувырок одна нога вперед; кувырок через левое (правое плево); кувырок скрестив голени, кувырок из стойки на кистях, из стойки на голове и руках. Переворот боком, переворот вперед. Подъем разгибом из положения лежа на спине. Парные кувырки вперед и назад.
Легкая атлетика.
Бег на короткие дистанции (30, 60, 100 м с низкого и высокого старта, бег по пересеченной местности (кроссы) до 3 км с преодолением различных естественных и искусственных препятствий. Прыжки в длину и высоту с места, с разбега (толчком одной и двумя ногами, с поворотами). Метание молота, диска, толкание ядра и различных тяжестей.
Лыжный спорт.
Ходьба на лыжах различными способами, повороты различными способами. Катание с гор, упрощенный слалом. Прогулки и походы на лыжах. Прохождение дистанций на время.
Спортивные игры. Ознакомление с основными элементами техники и тактики, правилами игры в баскетбол, волейбол, хоккей, ручной мяч, футбол, регби и др. двухсторонние игры по упрощенным правилам.
Подвижные игры и эстафеты.
Игры с мячом, игры с бегом, прыжками, элементами сопротивления, игры с расстановкой и собиранием предметов, с переноской груза, с прыжками и бегом, с упражнениями на равновесие, со скакалками, с элементами спортивных игр, комбинированные эстафеты.
 

УЧЕБНОЕ ВОЖДЕНИЕ.

(Отработка и совершенствование техники)

Начальное обучение
Обучение посадки с использованием простейших тренажерных устройств. Обучение на симуляторах. Обучение технике руления. Управление рычагами, педалями. Переключение передач. Дросселирование. Торможение передним тормозом. Торможение задним тормозом. Торможение комбинированное. Трогание и остановка. Особенности управления избранным техническим средством. Контрольные упражнения при тренажерном обучении.
Обучение технике вождения в естественных условиях (на учебной площадке). Обучение троганию и остановке. Обучение разгону и торможению. Начальное обучение технике прохождения поворотов. Движение по кривой. Движение по кругу. Обучение технике скоростного маневрирования (фигурному вождению). Изучение техники преодоления основных препятствий.
Контрольные соревнования.
Обучение групповым упражнениям в строю на различных видах техники. Основные виды строя: колонна, линия, клин, уступ, экскорт. Перестроение в строю.
Обучение простейшим играм с применением технических транспортных средств повышенной опасности. Эстафеты, лидирование, преследование, блокирование.
Совершенствование
Обучение основным техническим приемам. Обучение посадке. Обучение технике разгона. Способы дросселирования и переключения передач. Особенности эффективного разгона. Стартовый разгон. Обучение технике старта. Положение корпуса и конечностей. Способы эффективного трогания со старта.
Обучение технике торможения на различных грунтах. Торможение двигателем. Торможение задним тормозом. Торможение передним тормозом. Торможение комбинированное. Особенности плавного и ступенчатого торможения. Создание критических условий при торможении.
Блокирование колес. Экстренное торможение. Торможение с боковым соскальзыванием. Сохранение устойчивости при торможении. Перераспределение веса в системе для создания максимального эффекта тормозной системы.
Обучение технике прохождения поворотов. Обучение выходу из поворота. Выравнивание транспортного средства. Особенности руления в повороте. Балансировка. Изучение техники входа в поворот. Способы входа в поворот: вход плавный, вкатывание, вход резкий. Контр руление. Варианты входа в повороты различного радиуса.
Обучение технике преодоления неровностей. Обучение технике прыжков. Особенности подхода к препятствию. Приземление с акцентом на заднем колесе, на всех колесах, с акцентом на переднем колесе.

Использование педали тормоза или педали для газа. Амортизация и стабилизация системы «водитель-транспортное средство» при преодолении неровностей.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

(для всех групп этапов обучения)

Общее устройство мотоциклетного двигателя
Принципы работы двухтактного двигателя. Определение такта. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения. Кривошипно-шатунным механизм, его назначение и работа. Коробка передач. Понятие о передаточном числе. Система электрооборудования: генератор, батарейное зажигание, магнето, свечи, опережение зажигания. Калильное число свечи. Система питания. Карбюратор, его устройство и работа. Образование рабочей смеси, ее количество и качество.
Практическая часть:
Сборка и разборка двигателя. Установка опережения зажигания. Способы определения и устранения возможных неисправностей. Разборка и сборка карбюратора.
Передающие и исполнительные механизмы
Понятие о передающих и исполнительных механизмах. Классификация двигателей внутреннего сгорания. Бензиновые двигатели (устройство). Карбюраторные двигатели. Инжекторные двигатели. Дизельные двигатели (устройство). Понятие трансмиссии. Устройство коробки передач. Автоматическая АКП коробка передач. Трансмиссионные смазки.
Практическая часть:
Подготовка смесей Определение такта. Двухтактный рабочий цикл. Фазы газораспределения. Кривошипно-шатунный механизм, его назначение и работа сборка разборка. Коробка передач, сборка -разборка. Понятие о передаточном числе. Система электрооборудования: генератор, батарейное зажигание, магнето, свечи, опережение зажигания. Калильное число свечи.
Механизмы управления работой технических устройств
Понятие о механизмах управления работой технических устройств. Ходовая часть. Рулевое управление (механическое). Гидравлическое управление. Устройство гидравлики. Насосы и гидрораспределители. Приборы управления и датчики. Авторизация и их устройство.
Практическая часть:
Ремонт амортизаторов. Ремонт подвесок.
Способы соединения деталей и сборочных единиц в различных технических устройствах.
Понятие о способах соединения деталей. Чертежи соединений деталей. Условности и упрощение чертежей. Болтовое соединение. Шпилечное соединение. Штифтовое соединение. Сварочное соединение. Заклёпочное соединение. Разъёмные и неразъёмные виды соединений. Способы взаимо замены соединений. Использование соединений в различных технических устройствах.
Техническая документация на готовое изделие
Понятие техдокументации на готовое изделие. Паспорт и его данные. Технические характеристики изделия. Производственная документация. Принципиальные схемы. Кинематические схемы. Строительные чертежи.
Сборочные чертежи.
 
 
 
 
 
 
 
СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА Привитие судейских навыков начинается в группах 1 года (УТ) занятий. Занимающиеся в указанных группах должны овладеть командным языком для построения группы, отдачи рапорта, проведения строевых и порядковых упражнений, уметь найти ошибки в технике выполнения упражнений общей и специальной физической подготовки и в начальных упражнениях техники мотокросса, а также уметь правильно показывать тот или иной прием из проходимого в данной группе учебного материала. Занятия с отдельными спортсменами или группами по отработке тех или иных элементов техники. Занимающиеся в группах 3 года обучения (кандидаты в мастера спорта и мастера спорта) должны уметь провести урок с новичками и спортсменами 2 года обучения групп, вести по заданию занятия с отдельными квалифицированными спортсменами по технике мотоциклетных гонок. Привитие судейских навыков и приобретение опыта судейства на соревнованиях начинается с третьего года обучения и систематически продолжается в процессе дальнейших занятий на учебно-тренировочном этапе обучения.   СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА -Первые заезды. -Соревнования по фигурному вождению -Регулярное участие в календарных соревнованиях -Выполнение массовых разрядов. Участие в соревнованиях международного уровня. 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Виды контроля общей и специальной физической, технической подготовки, комплекс контрольных испытаний и контрольно-переводные нормативы по годам и этапам подготовки, сроки проведения контроля.
Контроль общей и специальной физической, спортивно-технической подготовки осуществляется проведением комплекса контрольных испытаний два раза в год (сентябрь и май). На каждом этапе спортивной подготовки есть контрольно-переводные нормативы, по результатам которых производится перевод на следующий год (или этап).
Основание для перевода обучающегося на следующий этап.
Перевод обучающегося с одного года обучения на другой (этапа) осуществляется при условии выполнения ими требований к уровню освоения дополнительной предпрофессиональной программы с учетом федеральных государственных требований спортивной подготовки. Если на одном из этапов спортивной подготовки результаты не соответствуют программным требованиям и федеральным государственным требованиям спортивной подготовки по автомобильному спорту, перевод на следующий этап подготовки не допускается. Спортсмены, проходившие обучение по дополнительной предпрофессиональной программе и не выполнившие предъявляемые программой требования, могут продолжить спортивную подготовку на том же этапе спортивной подготовки повторно, но не более одного раза на данном этапе.
Методика проведения промежуточной аттестации
Контроль за занятиями разделов теоретической подготовки и физических качеств проводится в виде промежуточной (для 1-го, 2-го года обучения на этапе начальной подготовки и для 1-го, 2-го, 3-го, 4-го года обучения на этапе спортивной специализации) и итоговой (для 5-го года обучения на этапе спортивной специализации) аттестации.
Основные требования к контролю:
Контроль подготовки спортсменов предусматривает регистрацию и анализ основных количественных характеристик тренировочного процесса – тренировочных и соревновательных нагрузок, а также тех необходимых дополнительных параметров, которые своей информативной значимостью отражают специфику подготовки в виде спорта.
Контрольные тесты и нормативы спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов определяются задачами этапа их подготовки и устанавливаются для оценки динамики физического развития, адекватности влияния тренировочных и соревновательных нагрузок возможностям организма, разрабатываются в соответствии с видами подготовки и оцениваются на основе результатов комплекса измерений, необходимых и достаточных для обоснованной коррекции подготовки.
Этапные нормативы спортивной подготовленности предъявляют обязательные требования к общей физической подготовленности и специальной спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов, являются основанием для перевода спортсмена на следующий этап многолетней подготовки и приоритетными на всех этапах.
Контроль подготовки на этапах годичного цикла проводится не реже 2-3 раз в год с целью выявления динамики физического развития, оценки общей и специальной подготовленности занимающихся, определения степени соответствия приростов этих показателей индивидуальным темпам и нормам биологического развития. Значимость этапного контроля одинакова для всех групп, занимающихся мотокроссом. Значимость текущего и оперативного контроля увеличивается по мере повышения объема и интенсивности физических нагрузок на тренировочном и последующих этапах.
Все виды контроля подготовленности спортсменов осуществляются, исходя из имеющихся возможностей и аппаратно-приборного оснащения Учреждения, где спортсмены проходят подготовку, а также исходя из наличия штатного персонала, который обеспечивает рабочее состояние приборов и оборудования.
При проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся учитываются результаты освоения Программы по каждой предметной области. Все контрольные упражнения указаны для соответствующего периода подготовки и их успешная сдача дает право перейти на следующий этап (период) подготовки (исключение составляют требования к спортивным результатам: обучающийся переходит на следующий этап (период) подготовки только в случае выполнения необходимого разряда для данного этапа (периода).
Ежегодно приказом Экстрим-парка Уфа утверждаются сроки сдачи аттестации по различным предметным областям (в течение месяца, в конце учебного года) и члены аттестационной комиссии.
Явка на прохождение аттестации обязательна для всех обучающихся. Отсутствие на сдаче какой-либо предметной области без уважительной причины может являться поводом для отчисления, обучающегося из Экстрим-парка УФа.
Для обучающихся, не явившихся на аттестацию по уважительной причине, аттестация будет назначена на другое время.
В случае неудачной сдачи требований аттестации обучающийся имеет право на повторную аттестацию, но не более одного раза.
На следующий этап (период) подготовки переходят только обучающиеся успешно прошедшие промежуточную аттестацию по всем предметным областям Программы. Те, кто не справился с промежуточной аттестацией на следующий этап (период) подготовки не переводятся, для них возможно повторное прохождение данного периода подготовки (но не более одного раза на данном этапе): либо данный обучающийся отчисляется из Экстрим-парка Уфа за не освоение программных требований.

Для досрочного перехода на этап (период) подготовки необходимо успешно сдать требования промежуточной аттестации предшествующего данному этапу (периоду) периода подготовки.

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО

ОБЩЕФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Приложение №1

Возраст, лет

мальчики

                    девочки

1. Подтягивание (количество раз)

Уровень подготовленности

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

6 лет

10 и выше

4-9

3 и ниже

3 и выше

2

1 и ниже

7 лет

12 и выше

5-11

4 и ниже

4 и выше

2-3

1 и ниже

8 лет

14 и выше

7-13

6 и ниже

5 и выше

3-4

2 и ниже

9 лет

16 и выше

8-15

7 и ниже

6 и выше

3-5

2 и ниже

10 лет

18 и выше

9-17

8 и ниже

7 и выше

4-6

3 и ниже

11 лет

20 и выше

10-19

9 и ниже

8 и выше

4-7

3 и ниже

12 лет

20 и выше

10-19

9 и ниже

9 и выше

5-8

4 и ниже

13 лет

20 и выше

10-19

9 и ниже

10 и выше

5-9

4 и ниже

14 лет

20 и выше

10-19

9 и ниже

11 и выше

6-10

5 и ниже

15 лет

20 и выше

10-19

9 и ниже

12 и выше

6-11

5 и ниже

16 лет

22 и выше

11-21

10 и ниже

13 и выше

7-12

6 и ниже

17 лет

24 и выше

12-23

11 и ниже

14 и выше

7-13

6 и ниже

2.Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество раз)

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

6 лет

17 и выше

9-16

8 и ниже

16 и выше

8-15

7 и ниже

7 лет

18 и выше

9-17

8 и ниже

17 и выше

9-16

8 и ниже

8 лет

19 и выше

10-18

9 и ниже

17 и выше

9-16

8 и ниже

9 лет

20 и выше

10-19

9 и ниже

18 и выше

9-17

8 и ниже

10 лет

21 и выше

11-20

10 и ниже

18 и выше

9-17

8 и ниже

11 лет

22 и выше

11-21

10 и ниже

19 и выше

10-18

9 и ниже

12 лет

23 и выше

12-22

11 и ниже

19 и выше

10-18

9 и ниже

13 лет

24 и выше

12-23

11 и ниже

20 и выше

10-19

9 и ниже

14 лет

25 и выше

13-24

12 и ниже

20 и выше

11-19

9 и ниже

15 лет

26 и выше

13-25

12 и ниже

21 и выше

11-20

10 и ниже

16 лет

27 и выше

14-26

13 и ниже

21 и выше

11-20

10 и ниже

17 лет

28 и выше

14-27

13 и ниже

22 и выше

11-21

10 и ниже

 

3.Прыжки в длину с места (в см.)

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

6 лет

140 и выше

110-130

90 и ниже

135 и выше

100-120

75 и ниже

7 лет

155 и выше

115-135

100 и ниже

150 и выше

110-130

85 и ниже

8 лет

165 и выше

125-145

110 и ниже

155 и выше

125-140

90 и ниже

9 лет

175 и выше

130-150

120 и ниже

160 и выше

135-150

110 и ниже

10 лет

185 и выше

140-160

130 и ниже

170 и выше

140-150

120 и ниже

11 лет

190 и выше

150-170

140 и ниже

175 и выше

150-160

130 и ниже

12 лет

195 и выше

155-175

145 и ниже

180 и выше

155-165

135 и ниже

13 лет

200 и выше

160-180

150 и ниже

185 и выше

160-170

140 и ниже

14 лет

205 и выше

165-195

155 и ниже

190 и выше

165-175

145 и ниже

15 лет

210 и выше

170-200

160 и ниже

195 и выше

170-180

150 и ниже

16 лет

215 и выше

175-205

165 и ниже

200 и выше

175-185

155 и ниже

17 лет

220 и выше

180-210

170 и ниже

205 и выше

180-190

160 и ниже

 
 

4. Отжимание от пола

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

6 лет

12 и выше

10

8 и ниже

10 и выше

8

6 и ниже

7 лет

14 и выше

12

10 и ниже

12 и выше

10

8 и ниже

8 лет

16 и выше

14

12 и ниже

14 и выше

12

8 и ниже

9 лет

18 и выше

16

14 и ниже

16 и выше

14

10 и ниже

10 лет

20 и выше

18

16 и ниже

18 и выше

16

12 и ниже

11 лет

22 и выше

20

18 и ниже

20 и выше

18

14 и ниже

12 лет

24 и выше

22

20 и ниже

22 и выше

20

16 и ниже

13 лет

26 и выше

24

22 и ниже

24 и выше

22

18 и ниже

14 лет

28 и выше

26

24 и ниже

26 и выше

24

20 и ниже

15 лет

30 и выше

28

26 и ниже

28 и выше

26

22 и ниже

16 лет

33 и выше

30

28 и ниже

30 и выше

28

24 и ниже

17 лет

35 и выше

32

30 и ниже

32 и выше

30

26 и ниже









 

5. Бег 1000 м (мин.сек.)

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

6 лет

6,00 и ниже

6,01-9,01

9,02 и выше

6,10 и ниже

6,11-9,10

9,11 и выше

7 лет

5,45 и ниже

5,46-8-45

8,46 и выше

6,00 и ниже

6,01-9,09

9,10 и выше

8 лет

5,36 и ниже

5,37-8,30

8,31 и выше

5,50 и ниже

5,51-8,50

8,51 и выше

9 лет

5,16 и ниже

5,17-8,15

8,16 и выше

5,40 и ниже

5,41-8,40

8,41 и выше

10 лет

5,00 и ниже

5,01-8,00

8,01 и выше

5,30 и ниже

5,31-8,30

8,31 и выше

11 лет

4,46 и ниже

4,47-7,45

7,46 и выше

5,20 и ниже

5,21-8,20

8,21 и выше

12 лет

4,30 и ниже

4,31-7,30

7,31 и выше

5,10 и ниже

5,11-8,10

8,11 и выше

13 лет

4,20 и ниже

4,21-7,15

7,16 и выше

5,00 и ниже

5,01-8,00

8,01 и выше

14 лет

4,10 и ниже

4,11-7,00

7,01 и выше

4,50 и ниже

4,51-7,50

7,51 и выше

15 лет

3,55 и ниже

3,56-6,45

6,46 и выше

4,40 и ниже

4,41-7,40

7,41 и выше

16 лет

3,26 и ниже

3,37-6,30

6,31 и выше

4,30 и ниже

4,31-7,30

7,31 и выше

17 лет

3,20 и ниже

3,21-6,15

6,16 и выше

4,20 и ниже

4,21-7,20

7,21 и выше









 

6. Бег 30 м (сек)

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

6 лет

6,0 и ниже

7,8-6,5

8,0 и выше

6,8 и ниже

8,0-7,0

8,2 и выше

7 лет

5,6 и ниже

7,3-6,2

7,5 и выше

5,8 и ниже

7,5-6,4

7,6 и выше

8 лет

5,4 и ниже

7,0-6,0

7,1 и выше

5,6 и ниже

7,2-6,2

7,3 и выше

9 лет

5,1 и ниже

6,7-5,7

6,8 и выше

5,3 и ниже

6,9-6,0

7,0 и выше

10 лет

5,1 и ниже

6,5-5,6

6,6 и выше

5,2 и ниже

6,5-5,6

6,6 и выше

11 лет

5,0 и ниже

6,1-5,5

6,3 и выше

5,1 и ниже

6,3-5,7

6,4 и выше

12 лет

4,9 и ниже

5,8-5,4

6,0 и выше

5,0 и ниже

6,2-5,5

6,3 и выше

13 лет

4,8 и ниже

5,6-5,2

5,9 и выше

4,9 и ниже

6,0-5,4

6,2 и выше

14 лет

4,7 и ниже

5,5-5,1

5,8 и выше

4,9 и ниже

5,9-5,4

6,1 и выше

15 лет

4,5 и ниже

5,3-4,9

5,5 и выше

4,8 и ниже

5,8-5,3

6,0 и выше

16 лет

4,4 и ниже

5,1-4,8

5,2 и выше

4,8 и ниже

5,7-5,3

5,8 и выше

17 лет

4,3 и ниже

5,0-4,7

5,1 и выше

4,7 и ниже

5,7-5,3

5,8 и выше

Примечание: Контрольно-переводные нормативы по ОФП и СФП считаются выполненными, при выполнении 75% заданного объема.

Упражнения, выполняемые спортсменами по специально-технической

подготовке для групп:

 НП-1 года обучения

Специально-техническая подготовка

1.

Расположение рычагов управления на мотоцикле

зачет/не зачет

2.

Умение трогаться с места и торможение

зачет/не зачет

3.

Переключение передач во время движения

зачет/не зачет

 
НП-2 года обучения

Специально-техническая подготовка

1.

Переключение передач с низкой на высокую и обратно

зачет/не зачет

2.

Экстренная остановка мотоцикла

зачет/не зачет

3.

Преодоление подъемов

зачет/не зачет

 
УТ-1 года обучения

Специально-техническая подготовка

1.

Управление рычагами управления мотоцикла в тяжелых условиях эксплуатации

зачет/не зачет

2.

Езда на заднем колесе

зачет/не зачет

3.

Преодоление препятствий

зачет/не зачет

4.

Резкое ускорение и торможение передним тормозом

зачет/не зачет

5.

Преодоление высоких препятствий

зачет/не зачет

6.

Езда по песку и колеям

зачет/не зачет

 
УТ-2 года обучения

Специально-техническая подготовка

1.

Резкое ускорение и торможение передним тормозом

зачет/не зачет

2.

Преодоление высоких препятствий

зачет/не зачет

3.

Езда по песку и колеям

зачет/не зачет

4.

Преодоление спец препятствий в режиме интенсивного наката.

зачет/не зачет

5.

Стойки и посадки на различных грунтах.

зачет/не зачет

6.

Техника газа и тормоза в полете

зачет/не зачет

7.

Управление мотоциклом в полете.

зачет/не зачет

 
УТ-3 года обучения

Специально-техническая подготовка

1.

Преодоление специальных препятствий в режиме интенсивного наката.

зачет/не зачет

2.

Стойки и посадки на различных грунтах.

зачет/не зачет

3.

Техника газа и тормоза в полете

зачет/не зачет

4.

Управление мотоциклом в полете.

зачет/не зачет

МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Углубленное медицинское обследование, комплексная клиническая диагностика (2 раза в год) Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе тренировочного занятия Контроль соблюдения режима дня. Обследование после заболеваний и травм. Медицинское обследование перед соревнованиями.
Медицинский контроль: -предварительное медицинское обследование, -углубленное медицинское обследование, комплексная клиническая диагностика, -врачебно-педагогическое наблюдение в процессе тренировочного занятия. Обследование после заболеваний и травм. В начале и конце учебного года все учащиеся проходят углубленное медицинское обследование. Основными задачами медицинского обследования являются: контроль состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности, привитие гигиенических навыков, привычки неукоснительно следовать рекомендациям врача. Углубленное медицинское обследование предусматривает всестороннюю диагностику и оценку уровня здоровья, назначение необходимых лечебно-профилактических, восстановительных и реабилитационных мероприятий. 

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ

1.Общие требования безопасности

1.1. При проведении занятий по мотокроссу возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
-травмы при падениях в процессе тренировочного занятия на трассе;
-травмы при падениях вследствие отсутствия защитной экипировки;
-повреждение слизистой оболочки рта и носоглотки при вдыхании бензиновых паров во время приготовления топливной смеси.
1.2. Во время учебно-тренировочного занятия должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.3. При проведении занятий, при заправке мотоцикла соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.4. При проведении тренировочных занятий и соревнований соблюдать технические требования к мотоциклам:
- На мотоцикле должно быть 3 хорошо видимых номера с цифрами стандартного размера, согласно правилам соревнований.
- Шум выхлопа не должен превышать 96 дБ.
- Мотоциклы должны иметь ручной и ножной действующие тормоза.
- Рычаги сцепления должны оканчиваться шариками.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации спортивной школы. При неисправности мотоцикла обучающийся прекращает занятия и сообщает об этом тренеру-преподавателю.
 

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм, защитную экипировку, шлем, перчатки, мотоботы или кирзовые сапоги.
2.2. Проверить наличие топливной смеси в баке.
2.3. Проверить давление воздуха в шинах.
 

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Запускать двигатель мотоцикла только с преподавателем.
3.2. Не передвигаться на мотоцикле без защиты, шлема, перчаток, мотоботов или кирзовых сапог.
3.3. Пользоваться механическим, электрическим инструментом только с преподавателем.
3.4. При тренировочных заездах соблюдать меры безопасности, чтобы не было столкновений.
 

4. Действия в аварийных ситуациях

4.1. При получении травмы, также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
4.2. При возникновении пожара в мастерской немедленно прекратить занятия. Эвакуировать обучающихся из мастерской, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть по телефону 01, 112, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения, сообщить администрации Экстрим-парка Уфа.
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации Экстрим-парка Уфа, родителям, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
 

5. Требования безопасности по окончании занятий

5.1. Убрать в отведенное место, спортивный инвентарь.
5.2. Проветрить помещение.
Методическое и техническое обеспечение программы включает в себя:
• разработку новых методов тренировок по мотокроссу;
• совершенствование традиционных методов тренировок с учетом накопленного опыта и имеющихся рекомендаций;
• подготовку оборудования для тренировок сборной команды и для ее участия в соревнованиях;
1. Организационная подготовка. Составления индивидуальных планов.
• Организационная и теоретическая подготовка.
• Анализируются результаты юных мотокроссменов в соревнованиях предыдущего сезона, производится отбор кандидатов в сборную команду города.
• Устанавливаются контакты с родителями, составляются планы индивидуальной работы.
• Анализируется техническое состояние мотоциклов и намечается план ремонта и подготовки техники к соревнованиям.
2. Участие в соревнованиях и ознакомления с правилами
• Составляется план участия в соревнованиях.
• Изучаются положения о соревнованиях и правила соревнований, возрастные ограничения и технические требования к мотоциклам.
3. Общая и специальная физическая подготовка.
• Общая физическая подготовка в зале: бег, прыжки, футбол, баскетбол, эстафеты, упражнения на тренажерах.
• Специальная физическая подготовка: упражнения на велосипедах, велогонки, специальные упражнения на тренажерах.
• Сдача контрольных нормативов.
4. Совершенствование техники и тактики мотокросса.
• Теоретические занятия с использованием специальных видеоматериалов и видеокассет с записью крупнейших мотокроссов.
• Коллективные и индивидуальные учебно-тренировочные занятия на трассах мотокросса.
• Отработка и совершенствование элементов мотокросса: старт, ускорение, торможение, прохождение поворотов с различными уклонами, преодоление спусков и подъемов, движение по дорожным волнам, преодоление уступов и трамплинов, прыжки и управления мотоциклом в полете.
• Профилактика падений.
5. Подготовка мотоциклов к соревнованиям и техническое обслуживание
Теоретические занятия по подготовке
• ходовой части: колеса, шины, тормоза, рычаги управления, подножки.
• силовой передаче: сцепление, звездочки, цепи
• двигателя: поршневая группа, коленвал, подшипники, сальники, степень сжатия
• система питания: карбюратор, фильтр
Практические занятия: разборка двигателя, перезаправка вилки и амортизаторов, монтаж колес, балансировка колес, ремонт коленвалов с балансировкой и центровкой. Замена подшипников и сальников
6. Техника безопасности и пожарная безопасность.
• Проведение занятий по безопасности при работе с мотоциклом, при заправке мотоциклов, при погрузке и разгрузке мотоциклов.
• Безопасность на тренировках при движении по трассе и вне трассы.
7. Анализ выступления в соревнованиях и подведение итогов сезона.
• После каждого соревнования производится анализ выступления каждого спортсмена.
• Анализируются неудачи и успехи.
• По окончанию сезона подводятся общие итоги и награждаются лучшие спортсмены.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование

Кол-во

Обучающие материалы

Диск обучающий ПДД

1шт

Оргтехника

Ноутбук

1шт

Мультимедийное оборудование

1комп.

Экипировка

Шлем

1шт

Защита шеи

1шт

Очки защитные

1шт

Защита (нагрудник)

1шт

Налокотники

1пара

Наколенники

 

Защитный пояс поясницы

1шт

Перчатки

1шт

Мотоботы

1пара

Мото футболка

1шт

Мото брюки

1шт

Мото инвентарь

Мотоцикл учебный 50 см3, 2Т

1шт

Мотоцикл учебный 65 см3, 2Т

1шт

Мотоцикл учебный 85 см3, 2Т

1шт

Мотоцикл учебный 125 см3, 2Т

1шт

Мотоцикл учебный 250 см3, 4Т

1шт

Оборудование

Скакалка

5шт

Конус

6шт

Гантели гимнастические

4шт

Мяч

1шт

Мат гимнастический

6шт

Парта ученическая

8шт

Стул ученический

16шт

Стенка гимнастическая

4шт

Лавка гимнастическая

2шт

Флаги сигнальные

5шт

Набор инструмента

1набор

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                  Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивно-технических школ и специализированных детско-юношеских спортивно-технических школ «Технические виды спорта», допущено Федеральным агентством по физической культуре и спорту, Москва 2007.
2. Справочник работника физической культуры и спорта. А.В. Царик, Москва, Советский спорт 2003
3. Спортивный кодекс 2015 Москва, МФР
4. Теоретические и практические аспекты спортивного отбора. Н.С. Кончиц, Новосибирск, 2007
5. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект. Ю.А. Янсон, Ростов-на-Дону «Феникс», 2009
6. Физическая культура. Ю.И. Евсеев, Ростов-на-Дону «Феникс», 2008
7. Гигиена физического воспитания и спорта. Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова, Москва, «Академия» ,2002
8. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М.А. Суботялов, Новосибирск, Сибирское Университетское издательство 2009
9. Питание для спортсменов. М.В. Арансон, Москва, ФиС, 2001
10. 120 приемов контраварийного вождения. Э.С. Цыганков, Москва, «Престиж книга», 2006
11. Психология победы в спорте. М.В. Китаева, Ростов-на-Дону «Феникс», 2006
12. Роль индивидуальных качеств личности в эффективности спортивной деятельности. Ю.Н. Кабанов, Новосибирск, Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 2009
13. Правила дорожного движения РФ официальный текс с иллюстрациями и комментариями. Москва, ООО Издательство «Эксмо» 2015
14. Экзаменационные билеты и тематические задачи ГИБДД 2010. Москва, ООО Издательство «Эксмо» 2015
15. Топлива, смазочные материалы и технические жидкости
16. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры, Матвеев Л. П. Издательство: "Издательство "Советский Спорт" 2010
17. Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. и др. Педагогическое физкультурно–спортивное совершенствование – М.: ФиС, 2002- 242с. 
18. Совершенная система спортивной тренировки, Озилин Н.Г. - М.: ФиС 1996.- 276с. 
19. Платонов В.Н. Подготовки квалифицированных и спортсменов - М.: Просвещение, 1987.- 210с. Автор: Волгин В.В. Издательство: Астрель М: АСТ 2003г.
20. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, Москва, 1995г.
21. Нормативные документы (федеральные государственные требованиями (далее ФГТ), ФЗ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29.12.2012 г. (ред.05.05.2014), (с изм. и доп., вступившими в силу с 06.05.2014), Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Минспорта от 27.12.2013 № 1125 № « Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта», Приказ Минспорта России от 12.09.2013г. № 730 «Об утверждении Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и срокам обучения по эти программам», Приказ Минспорта России от 12.09.2013 № 731 «Об утверждении порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта», а также многолетним опытом работы тренеров-преподавателей.)
http://mfr.ru/about/
http://cofx.ru/moto/moto-gonki-proshlogo
http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/modelnye-harakteristiki-tehniki-motocikletnogo-sporta-v-praktike-podgotovki.html
http://www.motogonki.ru/extras/bukvar-motogonschika-sportivnyj-kodeks-mfr-2011.html